Речевая готовность
детей к школе
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной
речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.
Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений,
если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим
миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет
ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка
семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится
школьником.
Особые критерии готовности к
школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства
общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой
стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением
звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность
фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки
родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в
усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к
звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными
способами словообразования, правильно употреблять слова с
уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия
между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность
грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью,
умение работать с предложением.
Также к началу обучения в
школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения
разных видов;
-составлять рассказы по серии
картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным
звуком;
-определять место звука в
слове;
-составлять предложения из
трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
-членить слова на слоги
(части) ;
-различать жанры
художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
-самостоятельно,
последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
-драматизировать небольшие
произведения;
-уметь различать по внешнему
виду растения, растущие в данной местности;
-иметь представления о
сезонных явлениях природы;
-знать свой домашний адрес,
ФИО родителей.
Младшие школьники пишут
преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших
классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент
детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии
(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых
отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или
нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не
сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно
соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с
недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически
нет.
Отклонения в развитии устной
речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному
чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических,
орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и
лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением
звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым
серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что
совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный
результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей в
данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и
специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в
коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители,
чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия,
благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и
систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию
недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за
неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять
неправильное произношение;
- не заострять внимание на
запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный
настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность
речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной,
родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного
запаса детей.
Однако часто родители не
уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано
с двумя причинами:
1) родители не слышат
недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного
значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для
коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и
недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают
его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки.
Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно
чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок
по русскому языку.
В такой ситуации критические
замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку
необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно
родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение
наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность
ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного
непосредственного общения.
Таким образом, благодаря
совместной работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей
удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые
нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и
чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности,
сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаю успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий