Давайте познакомимся с упражнениями «вкусной» артикуляционной гимнастики. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- Улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную
проводимость;
- Улучшить
подвижность артикуляционных органов;
- Укрепить
мышечную систему языка, губ, щек;
- Уменьшить
напряженность артикуляционных органов;
- Подготовить
ребенка к правильному произношению звуков.
Познакомимся с тремя упражнениями, которые помогут язычку стать
сильным, ловким, подвижным. Данные упражнения целесообразно проводить в
домашних условиях, так как мы будем использовать продукты (вкусняшки,
которые дети любят).
Для выполнения первого упражнения нам понадобится карамель «Чупа -
чупс» на палочке. Вы,
наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический
тренажер. Разверните леденец и давайте немного поиграем.
·
Берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу,
задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком.
·
Положить шарик в углубление “чашечки” языка.
·
Массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии,
слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения.
·
Удерживать леденец губами, сжимая их.
·
Прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе.
·
Массировать щеки изнутри шариком.
После того, как карамель съедена,
используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:
• кладем на середину языка и
делаем трубочку языком;
• дуем в трубочку на ватку;
• ставим палочку в стакан с
водой и булькаем;
• выкладываем из палочек буквы
и фигурки.
Для выполнения второго
упражнения нам понадобится
сладкая соломка.
Её хорошо использовать для отработки
некоторых артикуляционных упражнений:
• “Трубочка” языком —
положить палочку на середину языка и поднять его боковые края.
• “Трубочка” губами —
держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок.
• “Чашечка” языком —
отломить кусочек соломки и положить в углубление.
• “Грибок” — удерживать
палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки.
• Делаем “усы” —
удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ.
• «Ложка на тарелке» кладем палочку на широкий распластанный язык
и удерживаем ее.
Для
третьего упражнения мы возьмём маковые сушки.
1.
Сожми сушку губами и удерживай её.
2. Сожми сушку
зубами и удерживай её.
3. Подвесь сушку
на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 – 10).
Выполняя
эти незамысловатые упражнения, вы подготовите артикуляционный
аппарат ребенка к постановке звуков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий